Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать?
Привет! Сегодня я хочу поговорить о том, как проще научить ребенка читать. Я сама недавно столкнулась с этой проблемой, когда собралась учить своего ребенка читать. Методик очень много, какую выбрать?
При том, что мнения специалистов разделялись во всем, даже в возрасте, с которого ребенка надо учить читать.
Моему сыну три с половиной года, буквы он давно знает, но читать еще не умеет. Мама мне постоянно говорит, что я мало с ним занимаюсь, что в этом возрасте я уже самостоятельно читала. Вот я и отправилась на просторы интернета для поиска самой действенной и простой методики обучения чтению.
С какого возраста учить читать ребенка?
Мнения специалистов разделились на четыре категории:
1. Чуть ли не с самого рождения. Приносишь ребенка из роддома и начинаешь ему сразу картинки с буквами показывать. А еще лучше сразу на нескольких иностранных языках (помимо родного, разумеется). Не знаю, может, в этом, конечно, и есть что-то… Но проверить не смогу, ребенок уже постарше…. Если кто пробовал на практике, напишите, каков результат.
2. В три года. В этом возрасте ребенок очень любопытный, активно познает мир, задает кучу вопросов и с интересом учится чему-то новому. Вот и читать он должен быстро научиться. На собственном опыте могу сказать, что ребенок действительно с интересом учится новому, но не всегда тому, чему хотят научить его родители. Буквы и цифры сын знает , но все мои попытки научить его читать пресекаются возмущенным: «Я сам. Я так не хочу. Я буду по-другому!». Вот и все обучение. Из магнитных букв складывает аброкадабру какую-то, а когда пытаешься ему подсказать, как слово сложить какое-то, злится.
3. В 5-6 лет. В этом возрасте дети уже начинают готовиться к школе, с ними легче договориться. Они уже более усидчивые и способны довольно-таки продолжительное время заниматься чем-то одним.
4. Не заставлять ребенка вообще. Все люди рано или поздно научились читать. К окончанию школы любой читать будет. Эти же психологи придерживаются такого же мнения и в остальном. Никогда не заставлять ребенка ничего делать насильно: ходить, говорить, читать, пользоваться горшком и т.д. В свое время ребенок сам поймет, что ему это нужно и научится. Может, эта методика и подходит кому-то, но я не являюсь ее сторонницей.
Теперь поговорим о том, как специалисты рекомендуют учить детей читать.
1. Обучение должно проходить в виде игры
2. Обязательно при обучении называйте звук, который обозначает буква, а не ее название. Например, не «эм», а «м», не «ка», а «к». Так ребенку будет проще составлять слоги
3. От простого к сложному: не учите ребенка сразу читать длинные слова. Пусть это будут слоги и короткие слова из трех букв.
4. Старайтесь делать занятия короткими, но проводить их почаще. Так ребенок быстрее научится читать и не будет при этом уставать.
5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не ругайте, если у него что-то сразу не получается.
6. Умейте вовремя остановиться. Не надо стараться превратить занятие в школьный урок, который должен обязательно идти 20 или 30 минут. Ребенок может устать и через 10 минут. В таком случае прекратите занятие.
7. Старайтесь не устраивать занятия, когда ребенок в плохом настроении или плохо себя чувствует.
8. Для обучения запаситесь магнитной доской с буквами, яркими картинками и терпением!
Методы обучения чтению
Методов существует очень много. Вот лишь некоторые из них:
Фонетический метод:
Он основан на алфавитном принципе. Суть метода: обучение соотношению букв и их произношения. Детей учат соединять звуки букв друг с другом. Таким образом происходит обучение чтению.
Лингвистический метод:
Этот метод основан на знании слов. Ребенка учат читать слова, которые он часто употребляет и которые пишутся так, как мы их слышим. Например, «стол», «кот», «сок», «рука».
Метод целых слов:
Этот метод основан на зрительном запоминании слов. То есть ребенка учат не буквам, которые надо составлять в слова, а сразу предлагают запомнить целые слова. Ребенку показывают карточки с написанным словом и проговаривают его. Так поступают и с другими карточками. В настоящее время этот метод используется редко.
Метод Зайцева:
За единицу строения языка Зайцев брал «склад»: это или одна буква или согласная буква в паре с гласной или твердым (мягким) знаком. затем Зайцев взял кубики и на каждой грани этих кубиков написал склад. Также кубики отличаются по цвету, звуку (который они издают) и размеру. Таким образом, дети наглядно видят разницу между твердыми и мягкими звуками, звонкими и глухими, гласными и согласными. Из таких складов ребенок учится составлять слова.
Метод Мура:
Этот метод сейчас очень популярен. В настоящее время много детских обучающих компьютеров. Суть метода такова: одновременное обучение буквам и звукам. Есть специальная печатная машинка с кнопками, на которых написаны буквы. При нажатии на кнопку, машинка произносит название символа или звук, изображенный на ней. Когда ребенок выучит звуки и буквы, то можно приступать к следующему этапу обучения: чтению слов. Ребенок на машинке набирает простые слова, а машинка их произносит. В дальнейшем можно усложнять обучение до составления целых предложений.
Надеюсь, что эта статья окажется вам полезной. Если вам есть, что добавить, то оставляйте комментарии.
Мы тоже своего старшего пытались где то лет с 3 учить. Все бесполезно, на самом деле — пока сам не захотел, толку не было. Сейчас ему уже скоро 6, последние полгода читает потихоньку.
Я со старшим ребенком много занималась во всякие развивающие игры, в 2 года она знала все буквы, цвета и цифры, даже некоторые слова,которые были написаны на карточках,но читать она начала где-то в 6 лет, причем сама как-то научилась. А вот младшая до 3 лет вообще не хотела ничего изучать, зато после 3,5 лет с большим удовольствием изучает буквы,цифры и пытается читать слова.