Дисграфия. Авторские игры.
Данную тему освещает моя мама — логопед высшей категории с многолетним опытом работы.
Дисграфия — нарушение письменной речи.
Дисграфия часто бывает результатом нарушения речи. Это может быть и общее недоразвитие речи, алалия, фонетико-фонематическое нарушение речи.
В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с огромными трудностями и требует длительной помощи логопеда. Хотя письменная речь развивается на основе сформировавшейся устной речи, пути их развития различны.
Устная речь развивается в процессе практического общения со взрослыми, письменная же речь требует обучения. Ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело со звуками, из которых состоит слово, а также с теми буквами, с помощью которых должен его написать.
Ошибки возникают часто из-за того, что нарушено звукопроизношение, например, если ребенок заменяет звук «Р» звуком «Л» ,или звук «Ш» звуком «С», то он может написать вместо слова «город» слово «голод», вместо слова «шапка» — «сапка» и т.д. Также если у ребенка нарушена слоговая структура слов, то он может в слове переставлять слоги. Например, вместо слова «сковорода» писать «сководора» и т.д., может опускать какие-то слоги, например, вместо «водопровод» — «вопод» или буквы — вместо «улица» — «улца».
Ошибки могут быть и грамматические: опускание предлогов, ошибки в согласовании и т.д.
Ошибки могут быть и графического характера — замены букв по графическому сходству: письменные буквы ш-и, л-м, ы-и, т-п и т.д. и по расположению в пространству: е-з, б-д, т-ш.
Ошибки на правила: ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и многие другие.
Пример по коррекции дисграфии:
Я много лет работала над профилактикой дисграфии у детей дошкольного возраста, а также коррекцией у младших школьников.
Как-то ко мне обратились родители девочки, которая заканчивала 4-ый класс. Учителя требовали у родителей, чтобы девочка занималась с логопедом. В противном случае ее собирались оставить на повторный срок обучения. В школьных тетрадях девочки я обнаружила огромное количество ошибок и естественно двоек.
Например, она писала «НАМОШЫНИ» (на машине)
В течение полутора месяцев я с ней занималась, так же она выполняла ежедневно мои домашние задания по карточкам с упражнениями, которые я ей подбирала. В результате количество ошибок значительно уменьшилось, и девочка перешла в следующий класс.
Игры и пособия по дисграфии.
Все упражнения и игры я перечислять не буду, т.к. их очень много, но свои наработки я могу представить.
1. Лото «Подбери по контуру»
Для игры потребуются 4 карточки с наложенными друг на друга контурами трех предметов и 12 маленьких карточек с изображением этих предметов.
Задание: кто быстрее подберет к контурам картинки с изображением предметов.
2. Игра «Помоги взлететь шарику»
Для игры потребуется изображения шариков с нарисованными на них буквами.
Задание: Зачеркни лишнюю букву, чтобы воздушный шарик взлетел.
3. Игра «Домики»
Для игры потребуются картинки с изображением домиков, в окошках которых сидят разные животные. Например, кот, лиса, щука, зайка, рыба, мишка, ежик,слон, мышка, волк, корова и т. д. Внизу домика написаны слоги и буквы, из которых состоит название животного в произвольном порядке.
В начале игры картинка с изображением животного закрывается, ребенок должен из слогов или букв составить слово и угадать, кто живет в этом домике. Если он правильно составил, картинка открывается. Например, »ро», «ко»,»ва» — получается «корова», «л», «о»,»в», «к» — получается «волк».
4. Игра «Домики» №2
Для игры потребуются 4 картинки с изображением домиков.
Эта игра очень нравится детям, но она несколько сложнее.
Здесь необходимо также угадать, кто живет в каждом доме.
Для примера, первый дом. Над дверью дома дается схема: 2 синих квадрата обозначают твердые согласные, между ними буква «О».
Дается подсказка: в дверях виден хвост, а в окошке лапа и усы животного. Возле дома мышка, а на крыше птичка. Ответ:» КОТ». На остальных карточках также даются различные схемы и подсказки следующих животных, которые живут в домиках: гусь, слон, корова.
5. Игра «Что варится в кастрюле?»
Для игры потребуются картинки с изображением кастрюль, на которых в произвольном порядке написаны разные буквы.
Задача: Угадать, что находится в каждой кастрюле, составив слово из данных букв (суп, каша, кисель, компот, макароны).
6. Игра «Какое варенье в банке?»
Для игры потребуются картинки с изображением банок, на которых в произвольном порядке написаны разные буквы.
Задача: угадать, какое варенье в данной банке, составив слово из данных букв (слива, груша, вишня, малина, яблоко, клубника)
Можно усложнить игру и попросить ребенка назвать как называется варенье (из груши — грушевое, из вишни — вишневое и т.д.)
7. Игра «Назови фрукт».
Для игры потребуются контуры фруктов, на которых наклеены буквы разной величины.
Задача: Ребенок должен составить из букв слово (апельсин, груша, вишня и т.д.)
Можно усложнить игру — попросить ребенка назвать, какой сок можно получить из этих фруктов (из апельсина — апельсиновый, из груши — грушевый и т.д. )
Интересная и познавательная статья. У меня дочка сейчас пошла в школу и в письме пропускает буквы, пока еще рано судить о дисграфии, но я возьму на заметку Ваши советы.